Бизнес и Интернет в 2016 году
В 2015 году многие предприниматели убедились в том, что зарабатывать на рынке стало сложнее. С одной стороны, упал потребительских спрос на многие товары и услуги, с другой, стоимость работ в сфере создания сайтов и их продвижения продолжила свой рост. Но это лишь общий вывод. Какие частные моменты нам всем (и специалистам в сфере интернет-маркетинга, и клиентам) стоит учитывать?
Рынок SEO теряет в глазах бизнеса свою привлекательность из-за столкновения заказчиков с услугами низкоквалифицированных фри-лансеров и обмана со стороны менеджеров рекламных агентств. Сегодня SEO-услуги стали восприниматься многими предпринимателями как бесполезные и даже вредные, учитывая вложения и отсутствие эффекта. Данная проблема связана с 2-мя ключевыми причинами: 1. большинство компаний ищет дешёвые услуги продвижения, на чём в итоге и обжигается, после чего посшено следует обвинение всего рынка SEO в шарлатанстве; 2. имея дело с агентствами, нужно разделять их на те, где есть штат профильных специалистов, готовых работать с вашим проектом, и на те, где 80, а то и 100% всего штата – это менеджеры, занимающиеся общением с клиентами и подписанием липовых договоров, работать по которым никто не планирует.
Вывод: SEO/SEM приносит и продолжит приносить результат, поскольку поисковый трафик - это ваши потенциальные клиенты. Отказавшись от их привлечения, бизнес рубит сук, на котором сидит. Поэтому не стоит спешить с выводами, ищите надёжных подрядчиков, прислушивайтесь к их рекомендациям, общайтесь со специалистами, которые будут вести ваш проект, а не менеджерами. Не ставьте крест на том, что работает, но и не стоит относиться к подбору партнёров слишком легкомысленно или же рассчитывать на достижение результатов с месячным бюджетом в несколько десятков тысяч рублей.
Рынок контекстной рекламы становится всё менее прибыльным, а иногда и убыточным. Конкуренция растёт, со временем клик дорожает и при определённых условиях может не окупаться. Причинами тому служат 3 фактора: 1. низкий уровень профессиональных навыков директолога или его загруженность по другим проектам; 2. маленький бюджет, выделяемый компанией на контекст, что не позволяет охватить целевую аудиторию и снизить стоимость клика за счёт высокого CTR, 3. контекст может и вовсе быть непозволительной роскошью в особо конкурентных тематиках, где небольшим игрокам не дадут добиться успеха лидеры с большими бюджетами на рекламу.
Моё решение включает 3 пункта: перестаньте доверять контекст компаниям, фри-лансерам или себе любимим (по совету Бизнес молодости), когда у них/вас нет навыков или времени на его качественное ведение; чем конкурентнее ваша ниша, тем больший бюджет нужен для выхода на хорошие показатели отдачи от контекста; в ряде случаев выгоднее вложить деньги в другие каналы привлечения целевой аудитории, чем бороться с лидерами, против которых у вас пока нет шансов. Наконец, учитывайте, что контекстная реклама - это не панацея, а лишь один источник, который зачастую дороже того же SEO. Использовать его нужно в комплексе с другими решения и никак иначе.
SMO/SMM не даёт эффекта, люди не вступают в сообщества, заказов нет, социальные сети мёртвые. Если вы сами или один из ваших штатных сотрудников пробовали привлечь клиентов через социалки, то, вероятно, именно такие выводы и были сделаны. Однако перспективы у SMM есть, а ошибочное представление бизнеса о канале складывается из-за того, что SMM - очень сложный источник трафика, работать с ним способны далеко не все рекламные агентства, не говоря уже о загруженных другими обязанностями и не имеющими навыков специалистах вашей компании; экономить на SMM точно не получится, поскольку отсутствие вложений в данный канал приведёт к нулевым результатам.
Идите в социальные сети тогда, когда у вас есть на это грамотный подрядчик и серьёзный бюджет. SMM даёт результат, причём не только в сферах продажи одежды и обучающих курсов, но и на более сложных рынках, например, в сфере индустриального оборудования (есть наглядные тому примеры). Но нужны бюджеты не нагон бесполезных ботов за несколько сотен рублей и создание тематического дизайна за пару тысяч, а серьёзные вложения в настройку целевого таргетинга, в запуск мощного информационного шума путём акций и спецпредложений, а также ежедневная и планомерная работа по развитию сообщества.
С какими ещё ситуациями вы можете столкнуться и как их лучше решать?
- Если вы хотите создать сайт, сначала закажите написание технического задания на разработку у профильного специалиста, не доверяйте эту задачу своим штатным сотрудникам или рекламному агентству.
- Если вы не понимаете, что происходит с вашим сайтом, закажите SEO-аудит.
- Если у вас есть сомнения по качеству оказываемых услуг текущим подрядчиком - закажите комплексный сторонний аудит, в котором вам объективно и подробно раскроют текущее положение вещей.
- Если вы подписываете договор на продвижение, отдайте его на предварительный анализ опытным специалистам, которые избавят вас от лишних проблем в дальнейшем.
- Если вы берёте в штат копирайтера, SEO-специалиста, директолога, специалиста по социальным сетям в штат, но не имеете возможности оценить его навыки, пригласите опытного интернет-маркетолога на собеседование, который поможет вам сделать правильный выбор, не оставляйте эту задачу своему отделу кадров или сторонней консалтинговой компании, которые не знают критериев оценки подобных сотрудников.
- Если вы хотите поднять профессиональный уровень своих специалистов, отвечающего за создание и развитие сайта, выбирайте качественные индивидуальные курсы или работу в малых группах в несколько человек.
- Если вы попали под фильтр, не хороните сайт, приглашайте людей, которые имеют опыт вывода web-ресурсов из-под наложенных поисковыми системами санкций.
Мы знаем, все задачи на рынке интернет-маркетинга решаются. Я, Чувашев Дмитрий, и мои помощники готовы вам это доказать. Мы не менеджеры, мы не продаём свои услуги, мы специалисты с опытом и навыками, позволяющими вашему бизнесу преуспевать. С нами можно говорить без обиняков, мы знаем рынок и хотим, чтобы он стал честным и открытым для всех его участников. Мы верим, что предвзятое отношение к услугам интернет-маркетинга останется позади, а дешёвые услуги и уловки от менеджеров не помешают нам с вами плодотворно работать в новом 2016 году!